454

454

Архив : РГАНТД
Фонд : Ф. 454 90-й ордена Красной Звезды завод по ремонту бронетанковой техники Главного бронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации
Номер фонда : 454
Наименование : 90-й завод по ремонту бронетанковой техники
Полное наименование :
90-й ордена Красной Звезды завод по ремонту бронетанковой техники Главного бронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация :
Управленческая документация постоянного хранения за 1941, 1945, 1946, 1949 – 1968, 1985, 1994 годы.
Проектная документация постоянного хранения за 1943-1944, 1983-1984 гг. (объекты: Бронетанковый ремонтный завод № 90 («Красно-Пахорский ремонтный завод») и 90 Ордена Красной Звезды завод по ремонту бронетанковой техники» (войсковая часть 86750).
Историческая справка :
История завода официально началась 25 июля 1929 года, когда на базе ремонтной мастерской совхоза «Птичное» было создано предприятие по производству сельскохозяйственного оборудования (инкубаторов). Позднее предприятие было отделено от совхоза и в 1932 году передано в управление Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ), в систему Наркомзема СССР, непосредственно в ведение Главка ВИЭСХ - Всесоюзного Института Электрификации Сельского Хозяйства
(1933 – 1935 гг.). Новая специализация была обретена в 1933 году, произошёл переход к производству подвижных ремонтных средств для различных видов техники. По решению ЦК РКИ Наркомзема СССР организация вошла в состав Треста ремонтных предприятий и получила название «Красно-Пахорский ремонтный завод». Осенью 1933 года коллектив завода переключился на производство и выпуск новой продукции – походных мастерских для машинно-тракторных станций (МТС), на базе имеющихся тогда грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5. За период с ноября 1933 по декабрь 1934 года была освоена и выпущена для МТС первая партия мастерских в количестве 64 единиц, предназначенных для обслуживания и ремонта тракторов и другого сельскохозяйственного инвентаря и машин в полевых условиях.
В 1935 году, кроме выпуска ремонтных мастерских для нужд сельского хозяйства, началось изготовление специальных машин на автошасси для нужд Красной Армии. Первая партия была выпущена для Военно-воздушных сил СССР. С 1935 года завод выполнял специальные заказы для управлений РККА. А в 1936 году уже изготавливались спецмастерские для нескольких родов войск: Военно-воздушных сил, артиллерии, картографии и санитарного управления НКО СССР. С 1937 года осуществляется выпуск мастерских для ремонта бронетанковой техники типа «А».
С февраля 1938 года начался выпуск спецмастерских для бронетанковых войск. Мастерские типа «А» на шасси автомобиля ГАЗ-АА и «Б» на шасси ЗИС-5, выпускавшиеся в то время, были просты по своей конструкции и могли выполнять небольшой перечень задач по ремонту и обслуживанию бронетанковой техники. Конструированием кузовов занимались Центральный экспериментальный завод № 1 г. Москва и НИО Военной Академии БТ и МВ КА.
В начале Великой Отечественной войны завод был переименован в Автобронетанковую ремонтную базу № 90 и полностью перешёл в ведение ГАБТУ НКО СССР. 3 октября 1941 из Управления поступил приказ о срочной эвакуации завода в тыл страны. Для эвакуации был определён срок – трое суток. Всё имущество, материалы и оборудование под бомбёжкой авиации противника были погружены на станции Крёкшино в эшелоны и отправлены в город Котельнич Кировской области. 30 октября 1941 завод прибыл к месту назначения, разгрузился и в труднейших условиях неустроенности и надвигающейся зимы сразу же приступил к выпуску продукции для фронта. В конце мая 1942 года без отрыва от производства началась передислокация завода (с 1942 года – Автобронетанкового ремонтного завода № 90, а с 1943 года, после реорганизации ГАБТУ – Бронетанковый ремонтный завод № 90) на прежнее место. Непрерывно снабжая бронетанковые войска ремонтными средствами как в городе Котельнич, так и в посёлке Птичное, продолжалось развитие завода, совершенствование и наращивание темпов производства. В годы Великой Отечественной войны было изготовлено для нужд фронта и оснащения ремонтными средствами бронетанковых войск огромное количество подвижных танкоремонтных мастерских, спецприспособлений, оборудования и инструментов для ремонта танков.
В 1946 году заводской коллектив совместно с Академией бронетанковых войск провели большую работу по созданию нового комплекса подвижных ремонтных средств бронетанковых войск, используя богатый опыт, полученный за годы войны по организации ремонта бронетанковой техники в полевых условиях фронта. За период 1946 – 1949 годов был разработан, испытан в полигонных условиях и внедрен в производство ряд новых танкоремонтных мастерских на автошасси ЗИС-150 и ЗИС-151, оборудованных агрегатами, станками, приборами, приспособлениями и инструментом, обеспечивающими качественный ремонт танков, как в стационарных, так и в полевых условиях. Такими мастерскими были: ТРМ-А-49 – мастерская по ремонту танков; ТРМ-Б-49 – мастерская по ремонту танков с токарным станком; ЭГСМ-Д – электрогазосварочная мастерская; ПРЗС-3 и ПРЗС-4 – походные ремонтно-зарядные станции для зарядки и ремонта аккумуляторов; МТВО – мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики; КИМ – кузнечно-медницкая мастерская; МТО-Д – мастерская технического обслуживания (дивизионная); МЭРО-3 – мастерская по ремонту электрооборудования; ПММ – подвижная механическая мастерская.
В этот же период по заданию Генштаба Советской Армии был разработан и изготовлен комплекс машин ПАФ-3 (походные автофотолаборатории) для ВВС СА, состоящий из трёх машин.
Дальнейшее совершенствование вооружения Советской Армии, появление нового поколения танков повысило требования к ремонту и обслуживанию боевых машин и поставило перед коллективом завода новую задачу – подготовка выпуска более совершенных мастерских на базе автошасси ЗИЛ-157. В 1958 году были изготовлены, испытаны и освоены производством мастерские с индексом «58», которые стали переходным типом к технически более совершенным мастерским с индексом «60». С января 1961 года
без остановки производства был осуществлён переход на выпуск новых мастерских в усовершенствованном цельнометаллическом кузове (КМ-157), утеплённых слоем пенопласта, оборудованных современным электрическим, механическим, гидравлическим ремонтным оборудованием, приспособлениями и инструментом (ЭГСМ-60; ПРЗС-60; МЭРО-60; МТО-60).
За период подготовки к выпуску новых образцов ремонтной техники была проведена перепланировка в ряде цехов, переоборудование с монтажом новых станков, прессов, созданы новые участки (конвейер сборки ТРМ). До этого кузова собирались на отдельных тележках. Подготовлены рабочие кадры новых, необходимых для производства, профессий. Были переквалифицированы около 200 рабочих предприятия для дальнейшего выполнения новых работ и операций, изготовлена соответствующая технологическая оснастка и оборудование (металлические стапели для сварки элементов кузова и другие), изготовлено около 450 единиц штампов, кондукторов, приспособлений, в первую очередь необходимых для запуска мастерских. Значительная часть вновь введённого оборудования была спроектирована и изготовлена силами коллектива завода: прессы, стапели, станки, мостовые краны. Выполнение такой сложной и разносторонней задачи стало возможным во многом благодаря работе технического отдела завода. Деятельность отдела в области технологических разработок по конструированию оборудования, оснастки, малой механизации, сотни штампов, кондукторов, приспособлений стала в последствие хорошим фундаментом для создания на предприятии отдельного конструкторского бюро.
В 1962 году по приказу Начальника Танковых Войск на заводе было создано отдельное опытно-конструкторское бюро № 7 (войсковая часть 86750-А) для разработки конструкций новых мастерских и совершенствования имеющихся. На ОКБ № 7 были возложены задачи, которые до этого момента исполнялись Центральным экспериментальным заводом № 1 в городе Москве (войсковая часть 42725). Тогда же на 90-й ремзавод перешли на руководящую и конструкторскую работу многие офицеры Московского завода. Уже в 1961-1962 годах пор инициативе начальника Танковых Войск Маршала Полубоярова П.П. был освоен выпуск танковых кинотренажёров ТТ-1, в 1963-1964 годах – более усовершенствованный кинотренажёр ТТ-2 с участием конструкторов ОКБ № 7. А в 1965 году была освоена выпуском мастерская МТС (специальной техники) на автошасси ГАЗ-66 в специальном армированном кузове, изготовленным Шумерлинским мебельным комбинатом.
В 1968 году за большие успехи, достигнутые в годы Великой Отечественной войны по оснащению танковых войск ремонтными средствами, за доблестный труд в мирные послевоенные годы Президиум Верховного Совета СССР наградил бронетанковый ремонтный завод № 90 Орденом Красной Звезды.
Проведённая в середине 60-х годов масштабная реконструкция и техническое переоснащение производства позволили создать на базе шасси высокосовременного грузового автомобиля-вездехода ЗИЛ-131 ремонтные мастерские нового поколения.
С 1970 года был осуществлён переход на производство мастерских для бронетанковых войск на базе вездеходов ЗИЛ-131, которые по своим тактико-техническим характеристикам и оснащению отвечали всем современным требованиям, предъявляемым к ремонтным средствам бронетанковых войск. (ТРМ-А-70; ТРМ-Б-70; ЭГСМ -70; ПРЗС-70). В 1972-74 годах разработана и запущена в производство мастерская по ремонту и техническому обслуживанию электроспецоборудования МЭС. В 1974 году разработана конструкторская документация на мастерскую технического обслуживания и ремонта колёсных бронетранспортёров, размещённую в кузове КМ-157М на шасси автомобиля ЗИЛ-131. В период 1974-76 годов разработана конструкторская документация на машину технической помощи МТП-2, выполненной на базе колёсного бронетранспортёра БТР-60ПА (БТР-60ПБ) и предназначенной для технического обслуживания и текущего ремонта колёсных бронетранспортёров. В 1977 году был освоен выпуск комплектов командно-штабных машин КШМ, состоящих из двух единиц: МШ1-375 машины штабной и прицепа ПШ1-4 на шасси УРАЛ-375 с кузовом К-375.Освоена новая технология изготовления кузовов КМ-375, КМП-4 и штабных машин МШ-375, ПШ1-4.
В 80-е годы коллективом отдельного конструкторского бюро разработаны мастерские ТРМ-80, МТО-80, МТО-БТР-80, которые размещены в новом 4-х-метровом герметичном кузове КМ-131, переработанном ОКБ для подвижных мастерских. В период 1984-85 годов закончена разработка МЭС «Сорт». С 1986 года проводилась модернизация МТО-БТР-80 на БТР-80, а в 1987 году – модернизация ТРМ-А-80 с новым генератором ГД-40003.
В 1989 году начата разработка МТО-ТХ и 1990 году закончилась новым выпуском мастерских. В 1990 году разработана МВПР-1 – мастерская плазменной резки, начата разработка ТРМ-90У и закончена в 1993 году. С 1992 по 1993 год разрабатывалась мастерская МТП-688. В 1993 году разработана и внедрена подвижная установка динамической осушки воздуха – ПАУДОВ.
В 90-х годах на заводе начался выпуск подвижных мастерских на новом шасси ЗИЛ-4334.Новое шасси имело много общего со своим предшественником ЗИЛ-131 и поэтому на начальном этапе мастерские оборудовались в прежнем кузове КМ-131 без каких-либо значительных изменений и доработок, но параллельно разрабатывался новый кузов-фургон КМ-4334, который предполагалось максимально унифицировать с новыми кузовами-фургонами КМ-4320 и КМ-4310. Параллельно с выпуском мастерских на новом шасси ЗИЛ-4334 на предприятии продолжалась установка кузовов на шасси ЗИЛ-131Н. В связи
с прекращением серийного выпуска шасси ЗИЛ-131 на заводе в Москве с 1994 года предприятие переключилось на продукцию завода города Новоуральска (ЗАО «УАМЗ)». Позднее предприятие переименовали в «АМУР» («Автомобили и моторы Урала»).
На заводе постоянно проводились опытно-конструкторские работы, направленные на улучшение основных характеристик мастерских. Среди основных направлений было улучшение качества производимой продукции, надёжность конструкции мастерской и работы агрегатов, удобство экипажа мастерской. В конструкцию мастерских внедрялись новые агрегаты и устройства. В процессе разработки конструкторской документации начали активно применяться современные на тот период времени ЭВМ и программное обеспечение. Дальнейший выпуск мастерских предполагался сразу на четырёх шасси: Зил-131Н, Зил-4334, Урал-4320, Камаз-4310. Для этого в конструкцию кузовов-фургонов вносилось множество унифицированных узлов и деталей. Оснастку разрабатывали и изготавливали силами сотрудников завода. Также прорабатывались варианты установки кузовов-фургонов на гражданские шасси ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 и другие. В конце 90-х годов проводились опытно-конструкторские работы по совмещению продукции завода с шасси иностранного производства.
С началом нового тысячелетия на предприятии продолжился выпуск широкого ассортимента различных средств для обеспечения общевойскового обслуживания и ремонта разобранной бронетанковой техники в полевых условиях. Среди всей продукции, основной для предприятия являлись усовершенствованные передвижные мастерские на базе шасси УРАЛ-4320 и КАМАЗ-4310 МТО-80, ТРМ-80 и МЭС.
Мастерские МТО-80, ТРМ-80, МЭС на базе шасси КАМАЗ-4310 предназначены для проведения наиболее трудоемких работ по техническому обслуживанию, обнаружению неисправностей и войсковому ремонту бронетанковой техники в полевых условиях. Оборудование мастерских позволяют проводить демонтажно-монтажные, электросварочные, слесарно-механические и регулировочные работы, оказание помощи экипажам в проведении наиболее трудоёмких работ по техническому обслуживанию, пуска двигателей и подзарядки аккумуляторных батарей, диагностику электроспецоборудования, стабилизаторов, инфракрасной техники, навигационной аппаратуры, систем коллективной защиты бронетанковой техники в полевых условиях. Мастерские изготавливались на базе кузова-фургона Шумерлинского комбината, поскольку создание своего кузова-фургона требовало значительных материально-технических затрат.
В период с 1996 по 2012 годы на предприятии было разработано и изготовлено достаточно большое количество интересной продукции для технического обслуживания и ремонта не только бронетехники, но и других образцов военной техники. Предприятие занималось не только производством мастерских для военных нужд, а также являлось поставщиком широкого ассортимента передвижных мастерски, машин технической помощи и специальных средств. Машины технической помощи – предназначены для мобильной доставки экипажа и оборудования на место проведения ремонтных работ, обслуживания техники и оборудования в автономном режиме, диагностики, ремонта и предотвращения возможных аварий, ликвидации последствий аварий на газовых, нефтяных, тепловых, водопроводных, канализационных магистралях, линиях связи, контактных и силовых электросетях. Передвижные мастерские обеспечивали удобство, мобильность и безопасность для сервисных бригад и оборудования, что способствовало достижению высокой производительности труда. Продуманная компоновка рабочих мест позволяла расширить функциональность выполняемых работ. Поскольку передвижные мастерские были унифицированы во многом с военной продукцией, то они отличались высокой надёжностью, неприхотливостью к окружающим условиям, а также долговечностью. Кузов мастерской, кроме всех перечисленных достоинств, имел ещё одну характерную черту: он легко подвергался модернизации и ремонту. Одна из передвижных мастерских-лабораторий была предназначена для проведения работ по диагностике – выявлению неисправностей в полевых условиях. Применялась при эксплуатации, строительстве или ремонте объектов газовой (магистральные трубопроводы, промысловые коллекторы и т.д.) и нефтеперерабатывающей промышленности. По желанию заказчика лаборатория оснащалась приборами и оборудованием для проведения неразрушающего контроля, методами, отличными
от радиографического.
В 2001 году завод был преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «90 экспериментальный завод».
В этом же году на заводе был освоен выпуск постов в кузовах-фургонах для ремонта техники в полевых парках. Параллельно выпуску постов в кузове-фургоне КМ-131 на заводе был освоен выпуск участков по организации проведения ремонта и обслуживания бронетанковой техники, размещённых в контейнерах. Контейнеры были приспособлены для хранения имущества в полевых условиях.
С 2004 года на заводе производился капитальный ремонт ранее выпущенных мастерских разных модификаций. Замена производилось на современное шасси УРАЛ-4320. Во вторую очередь ремонту подвергался кузов. Кузова, которые поддавались ремонту, дорабатывались согласно условиям эксплуатации на новом шасси. Полностью изношенные кузова КМ-157 и КМ-131 менялись на современный кузов КМ-4320. Производилась замена устаревшего оборудования на современные аналоги, происходило доукомплектование мастерских спецключами и приспособлениями. Для проведения капитального ремонта была разработана специализированная конструкторская документация (технические условия на капитальный ремонт и ремонт составных частей, входящих в изделие, руководства по капитальному ремонту изделия и его составных частей, нормы расхода материалов, полуфабрикатов и запасных частей при капитальном ремонте и т.д.). Капитальный ремонт мастерских позволил повысить их ТТХ за счёт современного оборудования и значительно продлить срок эксплуатации.
В 2007 году предприятие было выведено из состава Министерства обороны и реорганизовано в акционерное общество.
С началом поставок вооружения СССР дружественным странам возникла большая потребность в средствах технического ремонта и обслуживания техники для поставляемого вооружения. За всё время работы предприятия были осуществлены поставки продукции более чем в 40 стран мира, включая республики бывшего СССР и страны Варшавского договора. К числу поставляемой продукции можно отнести не только подвижные ремонтные средства и оборудование для организации небольших ремонтных заводов в полевых условиях, но и отдельные небольшие партии имущества, таких как: палатки, верстаки, инструмент и т.д. Со времени окончания Второй мировой войны на заводе началась большая работа по разработке и поставке современных средств ремонта и технического обслуживания бронетанковой техники союзникам СССР. Сначала это были страны Варшавского договора, а также бурно развивающиеся Китай и Северная Корея. Со временем география поставок вооружения в дружественные страны росла, а с ней росли поставки и средств ремонта и обслуживания техники.
Поставки мастерских продолжались до 2021 года. До этого предприятие тесно сотрудничало с несколькими импортёрами отечественного вооружения, куда отгружалась военная техника, в том числе мастерские.
За всё время эксплуатации подвижных мастерских за рубежом они зарекомендовали себя как довольно простые для освоения экипажем и в тоже время надёжными средствами технического обслуживания и ремонта бронетехники. Немаловажную роль в этом играло шасси, на которое монтировались мастерские. В основном это были шасси завода ЗИЛ, потом к ним присоединились шасси заводов УРАЛ и КАМАЗ. Мастерские успешно используются в различных климатических условиях и температурных перепадов от +50 до - 50 С. В некоторых странах продукция завода является основной и стоит на вооружении.
На начало 2021 года производственная инфраструктура предприятия была изношена более чем на 92%. Станочный парк безнадёжно устарел и мог отвечать лишь на стандарты производства 80-х годов. Но основная причина была в том, что мастерские производства АО «90 экспериментальный завод» были сняты с вооружения в Российской Федерации с середины 2000-х годов.
В течение всего 2021 года предприятие предлагали к покупке нескольким профильным организациям: «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», АО «Комбинат автомобильных фургонов» г. Красногорск Московской области и другим, но везде был получен отказ. Летом 2021 года деятельность предприятия была остановлена, оборудование демонтировано, документация государственного заказчика передана в профильное подразделение. 25 октября 2021 года на основании Выписки из протокола заседания Совета директоров ООО «РТ-Капитал» № 106/2021 АО «90 экспериментальный завод» был признан непрофильным активом.
Завод внёс существенный вклад в техническое оснащение советских и российских войск. Подвижные ремонтные мастерские стали опорой в эксплуатации автобронетанковой техники СССР и России. Деятельность предприятия была высоко оценена зарубежными партнёрами: в период с 1970 по 2000 год «Бронетанковый ремонтный завод № 90» экспортировал продукцию в более чем 30 стран мира.
Количество дел : 9
Крайние даты документов : 1941-1994
Количество описей : 2