439
Фонд
:
Ф. 439 Личный фонд Тищенко Марат Николаевич (1931-2015)
Номер фонда
:
439
Наименование
:
ЛФ Тищенко М.Н.
Полное наименование
:
Личный фонд Тищенко Марат Николаевич (1931-2015)
Личный фонд Тищенко Марат Николаевич (1931-2015)
Аннотация
:
Документы к биографии: поздравительные адреса, дипломы и телеграммы к юбилеям Тищенко М.Н. от центральных органов государственной власти и управления, организаций, предприятий, воинских частей; поздравления, дипломы, благодарности Тищенко М.Н. к различным памятным датам: поздравления с присвоением звания Героя Социалистического Труда, поздравительные телеграммы Министра обороны СССР Устинова Д.Ф. с праздниками, поздравительный адрес Московского института теплотехники к избранию Тищенко М.Н. член-корреспондентом АН СССР и другие документы (1981 –2011).
Документы к биографии: поздравительные адреса, дипломы и телеграммы к юбилеям Тищенко М.Н. от центральных органов государственной власти и управления, организаций, предприятий, воинских частей; поздравления, дипломы, благодарности Тищенко М.Н. к различным памятным датам: поздравления с присвоением звания Героя Социалистического Труда, поздравительные телеграммы Министра обороны СССР Устинова Д.Ф. с праздниками, поздравительный адрес Московского института теплотехники к избранию Тищенко М.Н. член-корреспондентом АН СССР и другие документы (1981 –2011).
Историческая справка
:
Тищенко Марат Николаевич (1931 – 2015). Конструктор вертолетов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии.
Марат Николаевич Тищенко родился 18.02.1931 г. в Харькове в семье инженеров, окончивших Харьковский электротехнический институт - Николая Афанасьевича Тищенко и Ольги Ефимовны Гольдберг. С началом Великой Отечественной войны находился с семьей в эвакуации в разных городах, с 1944 г. жил в Москве. Во время учебы в средней школе посещал Центральную станцию юных техников при Политехническом музее, где занимался созданием летающих моделей самолётов и вертолётов. Окончил школу с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт (МАИ) и через три года стал одним из первых студентов новой кафедры по проектированию вертолётов. В 1956 г., после окончания МАИ, назначен на должность инженера бригады аэродинамики вертолетостроительного конструкторского бюро, которым руководил Миль М.Л.
С 1959 г. – начальник бригады аэродинамики. Принимал участие в лётных испытаниях вертолёта Ми-6. В ходе испытаний были выявлены значительные расхождения между имеющимися расчётными данными и результатами, полученными в ходе самих испытаний Было выяснено, что причинами расхождений являлись большие значения скорости концов лопастей вертолёта в сочетании с большой скоростью полёта. Для решения этой проблемы М.Н. Тищенко были разработаны новый метод и программа расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л. Миля.
Следующей научной работой М.Н. Тищенко явилось создание метода расчёта аэродинамических характеристик несущего винта на основе лопастной вихревой теории, в которой определялись мгновенные значения индуктивных скоростей, вызываемые каждой лопастью несущего винта.
В 1963 г. М.Н. Тищенко стал начальником отдела перспективного проектирования Опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Участвовал в предпроектных исследованиях, разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10 Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, Ми-24.
В 1968 г. он успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В этом же году стал заместителем главного конструктора по вертолёту В-12, который в 1971 г. был показан на Парижском авиационном салоне.
В 1970 г. был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных работ этого периода - разработки основных вариантов вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р и ряд других). Позже он много времени и внимания уделял созданию вертолёта Ми-26, который до настоящего времени является самым большим вертолётом в мире по грузоподъёмности.
С 1975 г он руководил созданием боевого вертолёта нового поколения. После просмотра самых разных альтернативных вариантов было найдено оптимальное решение, и в 1978 г. были начаты работы над вертолётом Ми-28.
Одновременно с работами по вертолётам Ми-26 и Ми-28 ОКБ под его руководством проводилась модернизация серийных машин. Замена на вертолёте Ми-8 двигателя ТВ2-117 и ТВЗ-117 позволила создать вертолёт Ми-17 с превосходными лётно-техническими характеристиками. Были разработаны пассажирский, транспортный, противопожарный, поисково-спасательный, аэросъемочный варианты этого вертолёта, а также вертолёт - летающий госпиталь, вертолёт-салон, вертолёт для охраны окружающей среды и ряд других модификаций.
С 1977 г. М.Н. Тищенко начал работать по совместительству на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководил филиалом кафедры на Московском вертолётном заводе имени МЛ Миля.
С началом боевых действий в Афганистане потребовалось проведение большого объёма работ по совершенствованию вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-17. Под руководством М.Н. Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасноо излучения двигателей, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других. Вертолёты были оборудованы системами улучшения обзора.
С 1981 г. М.Н. Тищенко - генеральный конструктор ОКБ имени М.Л. Миля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.05.1982 г. за выдающиеся заслуги в развитии советской авиационной техники ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году он защитил докторскую диссертацию по методологии создания сверхрузоподъёмных вертолётов.
Став профессором МАИ с 1985 по 1987 гг. руководил кафедрой «Конструкции и проектирование вертолётов» (ныне «Проектирование вертолётов».
В 1987 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - академиком РАН.
М.Н. Тищенко был непосредственным участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Под его руководством были разработаны проекты аппарата с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжелого трехвинтового вертолета Ми-32, грузоподъёмностью 50 тонн, вертолёта Ми-38. В первой половине 1980-х гг. начались работы по вертолету МИ-34. Этот вертолет предназначался для аэроклубов и спортсменов.
В 1992 г. он ушёл в отставку с поста генерального конструктора, перейдя на должность консультанта. С 1995 г. руководил проектированием лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-60 МАИ. С 2007 г. на пенсии.
М.Н. Тищенко был членом Американского вертолётного общества (с 1989 г.), консультантом и председателем консультативного совета компании "MilBrookeHelicopter" (с 1992 г.), президентом РОССИЙСКОГО вертолётного общества (с 1993 г.), руководителем дипломного проектирования студентов по вертолётной тематике Мэрилендского университета (США) (с 1999 г.). Был награждён 2-мя орденами Ленина (26.04.1971 г.; 17.05.1982 г.), медалями, а также польским орденом «За заслуги».
М.Н. Тищенко скончался 13.03.2015 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Тищенко Марат Николаевич (1931 – 2015). Конструктор вертолетов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии.
Марат Николаевич Тищенко родился 18.02.1931 г. в Харькове в семье инженеров, окончивших Харьковский электротехнический институт - Николая Афанасьевича Тищенко и Ольги Ефимовны Гольдберг. С началом Великой Отечественной войны находился с семьей в эвакуации в разных городах, с 1944 г. жил в Москве. Во время учебы в средней школе посещал Центральную станцию юных техников при Политехническом музее, где занимался созданием летающих моделей самолётов и вертолётов. Окончил школу с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт (МАИ) и через три года стал одним из первых студентов новой кафедры по проектированию вертолётов. В 1956 г., после окончания МАИ, назначен на должность инженера бригады аэродинамики вертолетостроительного конструкторского бюро, которым руководил Миль М.Л.
С 1959 г. – начальник бригады аэродинамики. Принимал участие в лётных испытаниях вертолёта Ми-6. В ходе испытаний были выявлены значительные расхождения между имеющимися расчётными данными и результатами, полученными в ходе самих испытаний Было выяснено, что причинами расхождений являлись большие значения скорости концов лопастей вертолёта в сочетании с большой скоростью полёта. Для решения этой проблемы М.Н. Тищенко были разработаны новый метод и программа расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л. Миля.
Следующей научной работой М.Н. Тищенко явилось создание метода расчёта аэродинамических характеристик несущего винта на основе лопастной вихревой теории, в которой определялись мгновенные значения индуктивных скоростей, вызываемые каждой лопастью несущего винта.
В 1963 г. М.Н. Тищенко стал начальником отдела перспективного проектирования Опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Участвовал в предпроектных исследованиях, разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10 Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, Ми-24.
В 1968 г. он успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В этом же году стал заместителем главного конструктора по вертолёту В-12, который в 1971 г. был показан на Парижском авиационном салоне.
В 1970 г. был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных работ этого периода - разработки основных вариантов вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р и ряд других). Позже он много времени и внимания уделял созданию вертолёта Ми-26, который до настоящего времени является самым большим вертолётом в мире по грузоподъёмности.
С 1975 г он руководил созданием боевого вертолёта нового поколения. После просмотра самых разных альтернативных вариантов было найдено оптимальное решение, и в 1978 г. были начаты работы над вертолётом Ми-28.
Одновременно с работами по вертолётам Ми-26 и Ми-28 ОКБ под его руководством проводилась модернизация серийных машин. Замена на вертолёте Ми-8 двигателя ТВ2-117 и ТВЗ-117 позволила создать вертолёт Ми-17 с превосходными лётно-техническими характеристиками. Были разработаны пассажирский, транспортный, противопожарный, поисково-спасательный, аэросъемочный варианты этого вертолёта, а также вертолёт - летающий госпиталь, вертолёт-салон, вертолёт для охраны окружающей среды и ряд других модификаций.
С 1977 г. М.Н. Тищенко начал работать по совместительству на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководил филиалом кафедры на Московском вертолётном заводе имени МЛ Миля.
С началом боевых действий в Афганистане потребовалось проведение большого объёма работ по совершенствованию вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-17. Под руководством М.Н. Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасноо излучения двигателей, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других. Вертолёты были оборудованы системами улучшения обзора.
С 1981 г. М.Н. Тищенко - генеральный конструктор ОКБ имени М.Л. Миля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.05.1982 г. за выдающиеся заслуги в развитии советской авиационной техники ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году он защитил докторскую диссертацию по методологии создания сверхрузоподъёмных вертолётов.
Став профессором МАИ с 1985 по 1987 гг. руководил кафедрой «Конструкции и проектирование вертолётов» (ныне «Проектирование вертолётов».
В 1987 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - академиком РАН.
М.Н. Тищенко был непосредственным участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Под его руководством были разработаны проекты аппарата с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжелого трехвинтового вертолета Ми-32, грузоподъёмностью 50 тонн, вертолёта Ми-38. В первой половине 1980-х гг. начались работы по вертолету МИ-34. Этот вертолет предназначался для аэроклубов и спортсменов.
В 1992 г. он ушёл в отставку с поста генерального конструктора, перейдя на должность консультанта. С 1995 г. руководил проектированием лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-60 МАИ. С 2007 г. на пенсии.
М.Н. Тищенко был членом Американского вертолётного общества (с 1989 г.), консультантом и председателем консультативного совета компании "MilBrookeHelicopter" (с 1992 г.), президентом РОССИЙСКОГО вертолётного общества (с 1993 г.), руководителем дипломного проектирования студентов по вертолётной тематике Мэрилендского университета (США) (с 1999 г.). Был награждён 2-мя орденами Ленина (26.04.1971 г.; 17.05.1982 г.), медалями, а также польским орденом «За заслуги».
М.Н. Тищенко скончался 13.03.2015 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Количество дел
:
122
Крайние даты документов
:
1981 - 2011
Количество описей
:
1