423
Фонд
:
Ф. 423 Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»)
Номер фонда
:
423
Наименование
:
ОАО «Туполев»
Полное наименование
:
Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»)
Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»)
Переименования
Дата
:
1922-1924
Переименование
:
Комиссия по цельнометаллическому самолетостроению
Примечание
:
Главное управление военной промышленности ВСНХ РСФСР (1922-1924)
Дата
:
1924-1931
Переименование
:
Отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства
Сокращенное наименование
:
АГОС ЦАГИ
Примечание
:
Главное управление военной промышленности ВСНХ РСФСР (1924-1925), Государственный трест авиационной промышленности (Авиатреста) Главного управления металлургической промышленности ВСНХ (1925-1930), Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ (1930-1931)
Дата
:
1931-1932
Переименование
:
Центральное конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института
Сокращенное наименование
:
ЦКБ ЦАГИ
Примечание
:
Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ (1931-1932)
Дата
:
1932-1933
Переименование
:
Сектор опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института
Сокращенное наименование
:
СОС ЦАГИ
Примечание
:
Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ (1932-1933)
Дата
:
1933-1936
Переименование
:
Конструкторский отдел сектора опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института
Сокращенное наименование
:
КОСОС ЦАГИ
Примечание
:
Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ (1933-1934), Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомата тяжелой промышленности СССР (1934-1936), Наркомат авиационной промышленности СССР (1936)
Дата
:
1936-1937
Переименование
:
Завод № 166
Примечание
:
Наркомат авиационной промышленности СССР (1936-1937)
Дата
:
1937-1941
Переименование
:
Спецтехотдел "103" в составе ОТБ-НКВД
Сокращенное наименование
:
ЦКБ-29 НКВД
Примечание
:
Наркомат авиационной промышленности СССР (1937-1941)
Дата
:
1941-1949
Переименование
:
Завод № 166 (Омск)
Примечание
:
Наркомат авиационной промышленности СССР (1941-1946), Министерство авиационной промышленности СССР (1946-1949)
Дата
:
1943-1966
Переименование
:
Завод № 156 (Москва)
Примечание
:
Наркомат авиационной промышленности СССР (1943-1946), Министерство авиационной промышленности СССР (1946-1966)
Дата
:
1966-1972
Переименование
:
Московский машиностроительный завод "Опыт"
Сокращенное наименование
:
ММЗ "Опыт"
Примечание
:
Министерство авиационной промышленности СССР (1966-1972)
Дата
:
1973-1989
Переименование
:
Московский машиностроительный завод "Опыт" им. А.Н. Туполева
Сокращенное наименование
:
ММЗ "Опыт" им. А.Н. Туполева
Примечание
:
Министерство авиационной промышленности СССР (1973-1989)
Дата
:
1989-1991
Переименование
:
Авиационный научно-технический комплекс им. А.Н. Туполева
Сокращенное наименование
:
АНТК им. А.Н. Туполева
Примечание
:
Министерство авиационной промышленности СССР (1989-1991)
Дата
:
1992
Переименование
:
Акционерное общество открытого типа "Авиационный научно-технический комплекс им. А.Н. Туполева"
Сокращенное наименование
:
АООТ "АНТК им. А.Н. Туполева"
Дата
:
1992-1999
Переименование
:
Открытое акционерное общество "Авиационный научно-технический комплекс им. А.Н. Туполева"
Сокращенное наименование
:
ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева"
Дата
:
1999-2015
Переименование
:
Открытое акционерное общество "Туполев"
Сокращенное наименование
:
ОАО "Туполев"
Дата
:
2015 - по наст. вр
Переименование
:
Публичное акционерное общество "Туполев"
Сокращенное наименование
:
ПАО "Туполев"
Историческая справка
:
Акционерное общество «Туполев» (АО «Туполев») является продолжателем традиций Опытного конструкторского бюро (ОКБ) Андрея Николаевича Туполева.
Официальная дата основания ОКБ А.Н. Туполева - 22.10.1922. 01.12.1918 начал работать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), создателями и руководителями которого были Николай Егорович Жуковский и Андрей Николаевич Туполев. А.Н. Туполев был назначен заведующим авиационного отдела ЦАГИ. Одним из основных направлений деятельности отдела было внедрение в практику отечественного самолетостроения конструкций из алюминиевых сплавов. Разработанные А.Н.Туполевым и его коллегами предложения по данной теме были приняты к рассмотрению правительством страны. При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) была создана Комиссия по алюминию, в сферу деятельности которой вошли вопросы, связанные с производством и применением алюминия и его сплавов в народном хозяйстве, в том числе и в авиастроении.
В октябре 1922 года, вскоре после выплавки первой промышленной партии нового сплава «кольчугалюминия» на Кольчугинском заводе, по предложению Госпромцвета при ЦАГИ организовали Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Председателем Комиссии был назначен А.Н. Туполев. Таким образом, в октябре 1922 года началась практическая деятельность коллектива А.Н. Туполева в области создания отечественного цельнометаллического самолетостроения.
В 1947 году, по предложению А.Н. Туполева, за дату основания ОКБ была принята дата 22.10.1922, что соответствовало началу работы Комиссии по цельнометаллическому самолетостроению. В том же году эта дата была подтверждена на государственном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР - ОКБ было награждено орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии отечественной авиации, в связи с 25-летием его образования.
За столетний период своего существования ОКБ прошло следующие этапы своего организационного развития:
01.10.1918 в составе ЦАГИ образуется авиационный отдел во главе с А.Н. Туполевым. С октября 1922 года по октябрь 1924 года работает Комиссия по цельнометаллическому самолетостроению во главе с А.Н. Туполевым.
С 14.10.1924 по 17.08.1931 в составе ЦАГИ создается и работает отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства (АГОС ЦАГИ) во главе с А.Н. Туполевым. Началась полномасштабная деятельность ОКБ в составе ЦАГИ.
17.08.1931 по приказу Всесоюзного объединения авиационной промышленности (ВОА) АГОС ЦАГИ объединено с ЦКБ завода № 39 в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ (ЦКБ ЦАГИ). Начальник ЦКБ ЦАГИ - С.В. Ильюшин, Заместитель начальника - А.Н. Туполев.
В мае 1932 года ЦКБ ЦАГИ реорганизовано. Образован сектор опытного строительства (СОС ЦАГИ) с подразделениями на правах отделов. Конструкторский отдел возглавил А.Н. Туполев.
13.01.1933 приказом начальника Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) П.И. Баранова восстановлена прежняя структура с новым названием - конструкторский отдел сектора опытного строительства (КОСОС ЦАГИ) во главе с А.Н. Туполевым.
01.07.1936 завод опытных конструкций (ЗОК) и КОСОС ЦАГИ выделяются из состава ЦАГИ и образуют завод № 156.
21.10.1937 А.Н. Туполев арестован органами НКВД, затем последовали аресты почти всех ведущих специалистов завода № 156 и ЦАГИ. В 1938 году началось формирование и работа под эгидой НКВД специальных технических отделов (СТО) по различным направлениям создания авиационной техники. А.Н. Туполев возглавил отдел «103» в составе ОТБ-НКВД (ЦКБ-29 НКВД). Начало работ по самолету Ту-2, начало возрождения ОКБ А.Н. Туполева.
21.07.1941 А.Н. Туполев помилован и освобожден. Помилованы и освобождены многие его коллеги по отделу «103», но не реабилитированы (процесс реабилитации будет проведен в 50-е годы). «Туполевскую» команду вместе с вольнонаемными эвакуируют из Москвы в Омск, где строится завод № 166. Здесь, начиная с конца 1941 года, разворачивается серийное производство Ту-2. К началу 1943 года закончен процесс поэтапного освобождения арестованных специалистов - ЦКБ-29 НКВД прекращает свое существование.
С июля 1943 по 1949 год «Туполевское» ОКБ реэвакуируется в Москву на завод № 156 и занимает свои помещения в зданиях КОСОС и ЗОК. В 1947 году Указом Президиума Верховного Совета СССР отмечено 25-летие КБ Туполева. До 22.12.1972 ОКБ руководит А.Н. Туполев. Сначала как главный конструктор, а с середины 50-х годов как генеральный конструктор.
Согласно Приказу Министерства авиационной промышленности (МАП) № 175 от 30.04.1966 завод № 156 переименован в ММЗ «Опыт».
22.12.1972 скончался А.Н. Туполев. С 1973 года предприятие переименовано в ММЗ «Опыт» им. академика А.Н. Туполева.
Согласно Приказу от 30.08.1989 № 442 предприятие переименовано в Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева.
С 1992 года, согласно Указу Президента РФ от 01.07.1992 о преобразовании государственных предприятий в акционерные общества предприятие становится Акционерным обществом открытого типа «АНТК им. А.Н. Туполева».
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.1992 предприятие зарегистрировано как ОАО «Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева.
На основании решения учредителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 720 от 30.06.1999 создано Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»). В период с 30.06.1999 по 16.05.2007, в связи длительным процессом ликвидации, существовало одновременно 2 предприятия: ОАО АНТК им. А.Н. Туполева и Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»). Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев») не является правопреемником ОАО АНТК им. А.Н. Туполева. (Личные дела работников АНТК уволенных сформированы и переданы в архив по 2007 год. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.2006 № 140 ОАО «Туполев» вошло в состав Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»).
16.05.2007 завершена ликвидация ОАО АНТК им. А.Н. Туполева.
25.03.2015 Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Туполев» переименовано в ПАО «Туполев». ПАО «Туполев» находится в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Департамента авиационной промышленности.
18.05.2023 Решением внеочередного общего собрания акционеров ПАО «Туполев» переименовано в АО «Туполев».
Акционерное общество «Туполев» (АО «Туполев») является продолжателем традиций Опытного конструкторского бюро (ОКБ) Андрея Николаевича Туполева.
Официальная дата основания ОКБ А.Н. Туполева - 22.10.1922. 01.12.1918 начал работать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), создателями и руководителями которого были Николай Егорович Жуковский и Андрей Николаевич Туполев. А.Н. Туполев был назначен заведующим авиационного отдела ЦАГИ. Одним из основных направлений деятельности отдела было внедрение в практику отечественного самолетостроения конструкций из алюминиевых сплавов. Разработанные А.Н.Туполевым и его коллегами предложения по данной теме были приняты к рассмотрению правительством страны. При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) была создана Комиссия по алюминию, в сферу деятельности которой вошли вопросы, связанные с производством и применением алюминия и его сплавов в народном хозяйстве, в том числе и в авиастроении.
В октябре 1922 года, вскоре после выплавки первой промышленной партии нового сплава «кольчугалюминия» на Кольчугинском заводе, по предложению Госпромцвета при ЦАГИ организовали Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Председателем Комиссии был назначен А.Н. Туполев. Таким образом, в октябре 1922 года началась практическая деятельность коллектива А.Н. Туполева в области создания отечественного цельнометаллического самолетостроения.
В 1947 году, по предложению А.Н. Туполева, за дату основания ОКБ была принята дата 22.10.1922, что соответствовало началу работы Комиссии по цельнометаллическому самолетостроению. В том же году эта дата была подтверждена на государственном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР - ОКБ было награждено орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии отечественной авиации, в связи с 25-летием его образования.
За столетний период своего существования ОКБ прошло следующие этапы своего организационного развития:
01.10.1918 в составе ЦАГИ образуется авиационный отдел во главе с А.Н. Туполевым. С октября 1922 года по октябрь 1924 года работает Комиссия по цельнометаллическому самолетостроению во главе с А.Н. Туполевым.
С 14.10.1924 по 17.08.1931 в составе ЦАГИ создается и работает отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства (АГОС ЦАГИ) во главе с А.Н. Туполевым. Началась полномасштабная деятельность ОКБ в составе ЦАГИ.
17.08.1931 по приказу Всесоюзного объединения авиационной промышленности (ВОА) АГОС ЦАГИ объединено с ЦКБ завода № 39 в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ (ЦКБ ЦАГИ). Начальник ЦКБ ЦАГИ - С.В. Ильюшин, Заместитель начальника - А.Н. Туполев.
В мае 1932 года ЦКБ ЦАГИ реорганизовано. Образован сектор опытного строительства (СОС ЦАГИ) с подразделениями на правах отделов. Конструкторский отдел возглавил А.Н. Туполев.
13.01.1933 приказом начальника Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) П.И. Баранова восстановлена прежняя структура с новым названием - конструкторский отдел сектора опытного строительства (КОСОС ЦАГИ) во главе с А.Н. Туполевым.
01.07.1936 завод опытных конструкций (ЗОК) и КОСОС ЦАГИ выделяются из состава ЦАГИ и образуют завод № 156.
21.10.1937 А.Н. Туполев арестован органами НКВД, затем последовали аресты почти всех ведущих специалистов завода № 156 и ЦАГИ. В 1938 году началось формирование и работа под эгидой НКВД специальных технических отделов (СТО) по различным направлениям создания авиационной техники. А.Н. Туполев возглавил отдел «103» в составе ОТБ-НКВД (ЦКБ-29 НКВД). Начало работ по самолету Ту-2, начало возрождения ОКБ А.Н. Туполева.
21.07.1941 А.Н. Туполев помилован и освобожден. Помилованы и освобождены многие его коллеги по отделу «103», но не реабилитированы (процесс реабилитации будет проведен в 50-е годы). «Туполевскую» команду вместе с вольнонаемными эвакуируют из Москвы в Омск, где строится завод № 166. Здесь, начиная с конца 1941 года, разворачивается серийное производство Ту-2. К началу 1943 года закончен процесс поэтапного освобождения арестованных специалистов - ЦКБ-29 НКВД прекращает свое существование.
С июля 1943 по 1949 год «Туполевское» ОКБ реэвакуируется в Москву на завод № 156 и занимает свои помещения в зданиях КОСОС и ЗОК. В 1947 году Указом Президиума Верховного Совета СССР отмечено 25-летие КБ Туполева. До 22.12.1972 ОКБ руководит А.Н. Туполев. Сначала как главный конструктор, а с середины 50-х годов как генеральный конструктор.
Согласно Приказу Министерства авиационной промышленности (МАП) № 175 от 30.04.1966 завод № 156 переименован в ММЗ «Опыт».
22.12.1972 скончался А.Н. Туполев. С 1973 года предприятие переименовано в ММЗ «Опыт» им. академика А.Н. Туполева.
Согласно Приказу от 30.08.1989 № 442 предприятие переименовано в Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева.
С 1992 года, согласно Указу Президента РФ от 01.07.1992 о преобразовании государственных предприятий в акционерные общества предприятие становится Акционерным обществом открытого типа «АНТК им. А.Н. Туполева».
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.1992 предприятие зарегистрировано как ОАО «Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева.
На основании решения учредителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 720 от 30.06.1999 создано Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»). В период с 30.06.1999 по 16.05.2007, в связи длительным процессом ликвидации, существовало одновременно 2 предприятия: ОАО АНТК им. А.Н. Туполева и Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев»). Открытое акционерное общество «Туполев» (ОАО «Туполев») не является правопреемником ОАО АНТК им. А.Н. Туполева. (Личные дела работников АНТК уволенных сформированы и переданы в архив по 2007 год. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.2006 № 140 ОАО «Туполев» вошло в состав Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»).
16.05.2007 завершена ликвидация ОАО АНТК им. А.Н. Туполева.
25.03.2015 Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Туполев» переименовано в ПАО «Туполев». ПАО «Туполев» находится в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Департамента авиационной промышленности.
18.05.2023 Решением внеочередного общего собрания акционеров ПАО «Туполев» переименовано в АО «Туполев».
Количество дел
:
2862
Крайние даты документов
:
1939-2007
Количество описей
:
8